Памятка «Шесть главных советов родителям в период подготовки ученика к экзаменам»1. Не игнорируйте режим дня. Помогите распределить учебную нагрузку по дням недели, по времени и сложности материала.Чтобы сохранить работоспособность, придерживайтесь временных промежутков: 45–60 минут – учим; 10–15 минут – перерыв. Не лишайте ребенка свободного времени, организуйте досуг, чтобы ребенок не переутомился. Не препятствуйте встречам с друзьями.2. Следите за сном. Ваш ребенок должен высыпаться как следует. Не допускайте подготовки к экзаменам по ночам. Продолжительность сна должна составлять не менее 8 часов.3. Следите, чтобы питание было полноценным и регулярным.4. Не игнорируйте желание ребенка помочь с домашними делами. Такая помощь служит своеобразной разгрузкой, сменой деятельности, которая позволит отдохнуть.Важно следить, чтобы это не переросло в манипулирование: «Я помогаю, значит, меньше буду тратить времени на учебу».5. В общении с ребенком используйте фразы, которые его поддержат:– «Ты знаешь это очень хорошо»;– «Не боги горшки обжигали»;– «Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо»;– «Ты сможешь это сделать».6. В случае очень сильного волнения, расскажите о возможных вариантах пересдачи ГИА и о развитии событий в случае не самого удачного результата.
Ирина КОНЫГИНА,педагог-психолог высшей категории, методист отдела ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр качества образования».
Уровень личной тревожности родителей в предэкзаменационный период негативно влияет на подростков: ученики боятся совершить ошибку и не оправдать ожиданий. На психоэмоциональное состояние ребенка в период подготовки к экзаменам влияют: – личностные особенности ребенка. Это может быть страх перед экзаменом, когда ребенок не может рассказать, чего конкретно он боится: «Я не знаю, чего я боюсь», «Я просто боюсь»; – сомнение в собственных способностях логически мыслить, анализировать. Ребенок не уверен в прочности собственных знаний: «А вдруг я забуду», «Я вроде бы это знаю, но…»;
– тревога о предстоящей новой незнакомой ситуации. Ограничения, строгие правила на экзамене, мысли, что в аудитории ведут видеозапись, – все это приводит к чувству повышенной ответственности перед школой и родителями, которое усиливает уровень общей тревожности у ребенка; – отношение родителей в период подготовки к ГИА: что они говорят, как себя ведут, что обсуждают и осуждают, равнодушны или излишне требовательны.Ошибочные модели поведения взрослых Педагоги-психологи выявили распространенные особенности поведения родителей в период подготовки учеников к ГИА, которые отрицательно влияют на подростков. Предлагаю обсудить два примера.Пример 1. Девочка усиленно занимается, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Параллельно родители готовят ее к поступлению в престижный вуз. Потратили много средств на репетиторов, дополнительные занятия. Девочка все требования родителей выполняет беспрекословно, старательно. Домой она возвращается поздно.Каждый вечер папа садится рядом с дочерью на диван и начинает расспрашивать ее об успехах. При этом он хмурит брови. Видимо, он считает, что в этом случае дочь не сможет его обмануть. Девочка уже трепещет перед отцом и все больше боится не оправдать надежд родителей. Обращаясь за поддержкой к маме, она осторожно просит ее рассмотреть возможность поступления в другой вуз, в котором ей очень хочется учиться. Мама устраивает сцену, обвиняет ее в неблагодарности, напоминает о затраченных на нее средствах и усилиях. Девочка истощена морально и физически. По ночам она горько плачет в своей комнате.
На данном примере мы видим родителей, которые хотят воплотить свою мечту. Они не хотят признавать взросления дочери, стремятся удержать ее от принятия самостоятельных решений.Пример 2. Мальчик готовится к ЕГЭ. Он ни о чем не беспокоится, не волнуется, не переживает. Окружающим говорит, что за него все решат родители. Самая часто употребляемая им фраза «за все заплачено». Успеваемость на среднем уровне. Периодически пропускает занятия и консультации.
В подходе родителей прослеживаем ту же тенденцию излишней опеки. Они не помогают процессу взросления сына. Существует опасность, что потом родители обвинят сына в несамостоятельности, в отсутствии устремлений .Вопросы для обсуждения с родителями: – Что такое поддержка? В чем она должна выражаться со стороны родителей? – Какие трудности вы заметили у вашего ребенка в период подготовки к ГИА? – В чем вы готовы помочь вашему ребенку в этот период?Что могут сделать родители для помощи подростку Чтобы подготовка к экзамену прошла без вреда для здоровья школьника: – создайте дома эмоционально спокойную атмосферу; – дайте понять в общении с ребенком, что, если полученный результат будет не таким, на который рассчитывал школьник, ничего страшного не произойдет. Разумное снижение значимости экзамена применяйте к ученикам, которые стараются соответствовать ожиданиям взрослых, несмотря ни на что; – повышайте значимость экзамена и помогайте рационально подойти к процессу подготовки, если подростки испытывают проблемы в самоорганизации; – выясните, какая помощь со стороны родителей нужна ученику.Это может быть помощь в составлении конспектов или планов.Возможно, выпускник нуждается в слушателе для тренировки навыков публичного выступления.
Благоприятный эмоциональный настрой родителей – самое важное, чем могут помочь взрослые. Когда ребенок наблюдает демонстративное принятие успокоительных лекарств, вздохи без особого повода, он заражается этой тревожностью, и его учебная активность падает в разы. Старайтесь контролировать свои переживания.
Памятка «Шесть главных советов родителям в период подготовки ученика к экзаменам» 1. Не игнорируйте режим дня. Помогите распределить учебную нагрузку по дням недели, по времени и сложности материала.Чтобы сохранить работоспособность, придерживайтесь временных промежутков: 45–60 минут – учим; 10–15 минут – перерыв. Не лишайте ребенка свободного времени, организуйте досуг, чтобы ребенок не переутомился. Не препятствуйте встречам с друзьями. 2. Следите за сном. Ваш ребенок должен высыпаться как следует. Не допускайте подготовки к экзаменам по ночам. Продолжительность сна должна составлять не менее 8 часов. 3. Следите, чтобы питание было полноценным и регулярным. 4. Не игнорируйте желание ребенка помочь с домашними делами. Такая помощь служит своеобразной разгрузкой, сменой деятельности, которая позволит отдохнуть.Важно следить, чтобы это не переросло в манипулирование: «Я помогаю, значит, меньше буду тратить времени на учебу». 5. В общении с ребенком используйте фразы, которые его поддержат: – «Ты знаешь это очень хорошо»; – «Не боги горшки обжигали»; – «Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо»; – «Ты сможешь это сделать». 6. В случае очень сильного волнения, расскажите о возможных вариантах пересдачи ГИА и о развитии событий в случае не самого удачного результата.
Ирина КОНЫГИНА,педагог-психолог высшей категории, методист отдела ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр качества образования».
Уровень личной тревожности родителей в предэкзаменационный период негативно влияет на подростков: ученики боятся совершить ошибку и не оправдать ожиданий. На психоэмоциональное состояние ребенка в период подготовки к экзаменам влияют: – личностные особенности ребенка. Это может быть страх перед экзаменом, когда ребенок не может рассказать, чего конкретно он боится: «Я не знаю, чего я боюсь», «Я просто боюсь»; – сомнение в собственных способностях логически мыслить, анализировать. Ребенок не уверен в прочности собственных знаний: «А вдруг я забуду», «Я вроде бы это знаю, но…»;
– тревога о предстоящей новой незнакомой ситуации. Ограничения, строгие правила на экзамене, мысли, что в аудитории ведут видеозапись, – все это приводит к чувству повышенной ответственности перед школой и родителями, которое усиливает уровень общей тревожности у ребенка; – отношение родителей в период подготовки к ГИА: что они говорят, как себя ведут, что обсуждают и осуждают, равнодушны или излишне требовательны. Ошибочные модели поведения взрослых Педагоги-психологи выявили распространенные особенности поведения родителей в период подготовки учеников к ГИА, которые отрицательно влияют на подростков. Предлагаю обсудить два примера. Пример 1. Девочка усиленно занимается, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Параллельно родители готовят ее к поступлению в престижный вуз. Потратили много средств на репетиторов, дополнительные занятия. Девочка все требования родителей выполняет беспрекословно, старательно. Домой она возвращается поздно.Каждый вечер папа садится рядом с дочерью на диван и начинает расспрашивать ее об успехах. При этом он хмурит брови. Видимо, он считает, что в этом случае дочь не сможет его обмануть. Девочка уже трепещет перед отцом и все больше боится не оправдать надежд родителей. Обращаясь за поддержкой к маме, она осторожно просит ее рассмотреть возможность поступления в другой вуз, в котором ей очень хочется учиться. Мама устраивает сцену, обвиняет ее в неблагодарности, напоминает о затраченных на нее средствах и усилиях. Девочка истощена морально и физически. По ночам она горько плачет в своей комнате.
На данном примере мы видим родителей, которые хотят воплотить свою мечту. Они не хотят признавать взросления дочери, стремятся удержать ее от принятия самостоятельных решений. Пример 2. Мальчик готовится к ЕГЭ. Он ни о чем не беспокоится, не волнуется, не переживает. Окружающим говорит, что за него все решат родители. Самая часто употребляемая им фраза «за все заплачено». Успеваемость на среднем уровне. Периодически пропускает занятия и консультации.
В подходе родителей прослеживаем ту же тенденцию излишней опеки. Они не помогают процессу взросления сына. Существует опасность, что потом родители обвинят сына в несамостоятельности, в отсутствии устремлений . Вопросы для обсуждения с родителями: – Что такое поддержка? В чем она должна выражаться со стороны родителей? – Какие трудности вы заметили у вашего ребенка в период подготовки к ГИА? – В чем вы готовы помочь вашему ребенку в этот период? Что могут сделать родители для помощи подростку Чтобы подготовка к экзамену прошла без вреда для здоровья школьника: – создайте дома эмоционально спокойную атмосферу; – дайте понять в общении с ребенком, что, если полученный результат будет не таким, на который рассчитывал школьник, ничего страшного не произойдет. Разумное снижение значимости экзамена применяйте к ученикам, которые стараются соответствовать ожиданиям взрослых, несмотря ни на что; – повышайте значимость экзамена и помогайте рационально подойти к процессу подготовки, если подростки испытывают проблемы в самоорганизации; – выясните, какая помощь со стороны родителей нужна ученику.Это может быть помощь в составлении конспектов или планов.Возможно, выпускник нуждается в слушателе для тренировки навыков публичного выступления.
Благоприятный эмоциональный настрой родителей – самое важное, чем могут помочь взрослые. Когда ребенок наблюдает демонстративное принятие успокоительных лекарств, вздохи без особого повода, он заражается этой тревожностью, и его учебная активность падает в разы. Старайтесь контролировать свои переживания.